Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Categories:

Душ Шарко. Игнатович - Дейнека.


А. Дейнека. После боя. 1937-1942 Холст,масло 170х233 Курская  картинная галерея.


Телефонный звонок.
— Боря, это ты? Говорит Саша, Саша Дейнека! Слышишь? Я в большом затруднении. Закончил картину, но не знаю, как ее подписывать. Выходит так, что рядом с моей фамилией надо ставить и твою. Ты спросишь — почему? Так вот, выслушай меня до конца.


   В свое время ты подарил мне большое увеличение твоей фотографии «Душ». Эта вещь пришлась мне сильно по душе, и я решил написать нечто в этом роде. Сделал несколько вариантов, пытаясь изменить композицию. Но безуспешно — твой «железный», предельный по лаконичности кадр неизменно довлел надо мною и, в конце концов, я вынужден был стержень твоей композиции оставить без изменения. По-честному, готов рядом со своей подписью поставить твою, как соавтора...
Конечно, картина была выставлена с подписью одного Дейнеки. Какие изменения претерпела она по сравнению с фотографией? Композиция, в основном, изменилась мало. Ее основой осталась взятая со спины обнаженная фигура спортсмена. Но в фотографии он управляет сильнейшей струей душа Шарко. Вся его фигура свидетельствует о сильном напряжении, брызги летят во все стороны и на загорелой спине чрезвычайно фотогенично работают алмазные капли воды. В отдалении видны силуэты людей, с трудом противостоящие сильному напору струн. В картине Дейнеки душа Шарко нет. Его заменяют обыкновенные душевые кабины, где моются юноши, а центральная фигура на переднем плане спокойно наблюдает за происходящим. Ушла динамика, а с ней и смысловая нагрузка: картина стала только картинкой, несмотря на свои большие размеры. Но вернемся к телефонному разговору. Конечно, предложение быть соавтором картины было со стороны художника только шуткой, безобидным розыгрышем. Тем не менее, в глубине души я был польщен таким вниманием к моему искусству. Я подумал: как, по существу, мы, фотографы, мало знакомы с работами наших собратьев — живописцев и графиков. В то время как художники пристально присматриваются к движению современной фотографии, особенно цветной. И черпают оттуда полной мерой, что мы и наблюдаем от выставки к выставке. Мы же продолжаем гоняться за примитивной натуралистической цветной гаммой слайдов, совершенно упуская из виду прекрасные колористические традиции нашей живописи.
В своей картине «Душ», такой «фотографической» по своему решению, А. А. Дейнека, на мой взгляд, потерпел неудачу. Зато он с лихвой вознаградил себя в других великолепных физкультурных мотивах, в ряде которых можно также наблюдать влияние современного фоторепортажа.

По материалам журнала "Советское фото" 1979 г.


Борис Игнатович   "Душ Шарко" 1935 г.

Tags: 1930е, Дейнека, Игнатович, Рассказы о фотографах.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments