Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Categories:

Ленин из цветов, Ленин из сахара, Ленин из мыла, Ленин из торфа, Ленин из...

Начало здесь.

В продолжение темы Всероссийской сельскохозяйственной выставки #ВСХВ публикую впечатление вятских крестьян от ее посещения. Что же  больше всего поразило их на выставке?

Крестьяне - делегаты, вернувшееся с выставки, в восторге от нее.  Прежде всего это обилие портретов Ленина.

Портретов Ильича на выставке много. Есть портрет вытканный, есть портреты из торфа, из мыла, из сахара и много других. Ильич всюду с трудящимися. Ильич — гвоздь, скрепляющий серп и молот.


Несколько фотографий в черной рамке из журнала  lobgott
Портрет В. И. Ленина из живых цветов. Автор В. Бежани

Портрет В.И. Ленина был исполнен Бежани по поручению Московского Коммунального Хозяйства. Времени для воплощения было отведено крайне мало,  всего одна неделя,  несмотря на это, работа получилась весьма удачна.
.



Барельеф В. И. Ленина из мыла.

   На фото экспонаты мыловаренной промышленности. За ними виден куб из мыла, на передней грани которого,  изображена "Смычка города с деревней", слева портрет В. И. Ленина.



Вытканный портрет В.И. Ленина

Установить автора  вытканного портрета на выставке  не удалось. Возможно, это были мастера Трехгорной мануфактуры.

Фотографию портрета В.И. Ленина из торфа тоже  не удалось обнаружить. Возможно, ее изготовили рабочие Ляпинских торфяных разработок близ города Ярославля. Которые назначили Ленина почетным торфяником.
1 мая 1923 г.


   Программа пребывания экскурсантов была очень насыщенной. За четыре дня, кроме посещения самой выставки, крестьяне побывали в Третьяковской галерее, посетили музеи, театр. С экскурсией, осмотрели  во многие уголки столицы. А 1 сентября, на Красной площади, смотрели празднование Международного Юношеского дня, слушали речь Михаила Ивановича Калинина.




Прибывший с выставки крестьянин М.Н. Ковров  из деревни Коврово Вагинской волости Слободского уезда поделился своими впечатлениями который он встретил в Москве.


     Встретила нас Москва очень радушно.  Помещение, отведенное нам при Комиссариате  Путей  Сообщения – оказалось очень хорошим.  Многие из товарищей  были взяты отзывчивыми  москвичами рабочими  по своим квартирам.  При каждом общежитии были руководители, с которыми мы и осматривали выставку. Но времени для осмотра выставки  положено было всего четыре дня а, кажется, что и целого месяца не хватит. Так всю выставку и не осмотрели, но зато что видели, то уже не забудем…

- Нас, мужиков, размеры выставки очень поразили. Удивительно, как в такой короткий срок сумели ее построить и организовать.

  Для нас, крестьян, всего интереснее были отделы полеводства и животноводства. Видели примерный Совхоз с многопольным севооборотом.  пудов весом бык! Представлено было много хороших русских пород крупного рогатого скота, за которые, главным образом выдавались премии.

  Конечно, можно и у нас в Вятской губернии завести такое хозяйство. Но мне думается, что у наших крестьян лучше пойдет дело, если они все на хутора выйдут.  Тогда сразу привьется многополье, и все культурные сельхознавыки.  Насчет хуторов, я там и на выставке заявил по анкете.
В общем, приедем в деревню, будет что порассказать нашим крестьянам.



_____________________________________________________________________

Несколько иное впечатление выставка произвела на пожилого москвича Никиту Окунева.
Ниже фрагменты его мемуаров касающееся посещения им выставки.

В октябре я три воскресенья подряд ездил на «Всероссийскую сельскохозяйственную выставку»,

    Территория громадная и, чтобы бегло обойти ее, с безостановочным прохождением по всем павильонам, — мне понадобилось целых три дня, или до 20 часов времени. За вход платил 250 р. (или миллионов), потом 300. Первое впечатление: шепчешь про кого-то: «Черт их возьми, и когда они успели нагородить все это?» Действительно, тут, конечно, много воровали, но работали на совесть. Немало грандиозных и красивых или оригинальных построек. Молодежь в восторге: она, насмотревшись на пятилетний разлом Москвы и других весей России, и не помня или не существуя во времена бывших выставок, думает, что раньше этого никто и не видывал. И разевая рот от быстроты машинного приготовления тут же на выставке папиросы или от размеров яблока, равного голове годовалого ребенка, будет думать, что, должно быть, правду говорят товарищи, что только советское хозяйство может производить такие чудеса. Но нас, стариков, этим не проведешь: мы еще со времен Крылова слыхали об огурце, «в котором двум усесться можно».


Качура-Фалилеева, Екатерина Николаевна (1886-1848). "Сельскохозяйственная выставка" автолитография 1923 г.

   Нас гораздо более интересовали экспонаты, сделанные в революционные годы. И тут мы чаще всего находили «передергивания». Вот, например, чугунные статуэтки уральских горных заводов. Громадный успех, плакаты гласят: «Сделано в 1922 году». Смотрю: все эти тройки, собаки, венеры, борцы, олени знакомы мне не менее сорока лет, однако тогда на их пьедесталах не было никаких надписей, а теперь под фигурами двух схватившихся гладиаторов мы видим рельефные, литые слова: «3а коммунизм». Какие же могут быть сомнения у «доброго русского народа», что эти фигуры на Урале в царские времена не могли производиться. Есть великолепные модели фабрик, мельниц, элеваторов, пароходов — названия их: «Имени Ленина», «Имени Карла Маркса» или «Чичерин», но посмотришь повнимательнее и увидишь: где-нибудь сбоку помечено самим автором — «исполнил инженер Замурлыцкий в 1909 г.».

   И много-много чудесного, интересного и поучительного на выставке, но все это мы видели или на бывших «всероссийских» выставках или… в музеях, а то так и — на старой Нижегородской-Макарьевской ярмарке. Что же касается мехов, кож, кружев, парчей или других богатых вещей, то мы еще не забыли оконные выставки Кузнецкого моста времен прошлого десятилетия. Но каждая выставка должна иметь какой-нибудь «гвоздь». И тут он тоже есть: это — громадный портрет Ленина, сделанный из разноцветных садовых растений. Произведение, действительно, художественное и делающее честь какому-то итальянцу, чье имя значится в низу портрета (если не ошибаюсь, Бенжамини).



Несколько нижних фото из журнала  cocomera
Сергей Коненков. Фрагменты Главного павильона со столбами-опорами. (Кариатиды шестигранника)

     Лично я полюбовался плакатами Никулина, графическими воспроизведениями некоторых рисунков Кустодиева, громадными деревянными статуями Коненкова и



искусством иконописцев из Палеха (так называемых владимирских богомазов), которые, когда их товар не в спросе, стали на деревянных изделиях кустарного набора (на шкатулках, блюдах, столиках и т. п.) изображать иллюстрации к сказкам или песням, и, таким образом, бывшая мученица великолепно сходит за красную девицу, пленившую целителя Пантелеймона, а ныне — лихача Кудрявича.



Иностранный отдел.

     Был на выставке и иностранный отдел, ничем особенным нас не удививший (послали к нам — «на тебе, Боже, что нам негоже»). Зайдя там в уборную, я долго размышлял, кто к кому обращается с такой отчетливой просьбой: «С ногами не лазить». Иностранцы к нашему брату русскому невеже; иль мы к ним, просвещенным мореплавателям? В таких же учреждениях на территории русских экспонатов воспитательные плакаты смиренно просят посетителей соблюдать там «чистоту и вежливость».


Общий вид иностранного отдела.

Из вежливости к выставке, в общем, довольно симпатичной, я больше ничего про нее не скажу. Только разве еще две-три строчки.


Туркестанский павильон

     На экспонатах туркестанского плодоводства очень интересные названия: на одном яблоке «Император Александр», а на тыкве «Тайный советник». Подивишься, как могли сохранить такие наименования. Если тоже из вежливости, то к кому же, собственно?



 Окунев Никита Потапович "Дневник москвича. 1920–1924". Книга 2 » Окунев Никита Потапович »

* * *

Несколько слов о фотографии которая была взята за основу цветочного портрета.


г. Москва 1923 г. Портрет из цветов на ВСХ и КПВ автор В. Бежани

    Справа фотооткрытка. Портрет В. И. Ленина выполнил Петр Адольфович Оцуп в кремлевском кабинете Ленина в октябре 1918 г.
Если сравнить, то можно увидеть, что правое ухо на цветочном портрете у Владимира Ильича "завяло" а на макушке выросли волосы.

Изначально портрет был точным повторением фотографии.


Кадр кинохроники. 1923 г. "Кино-глаз" № 18 Дзиги Вертова.



Позднее, по примеру Бежани, во многих городах союза стали устанавливать подобные цветочные портреты.



г. Киров. 1957 г. Портрет из цветов в парке им. Ст. Халтурина. Автор цветовод Анатолий Юферев. Размер портрета 4х6 метра.
Портрет исполнен с большим мастерством, достаточно точно повторяя фотографию П. Оцупа По сравнению с открыткой выше, фото дано без ретуши фона.


г. Вятка. 1934 г. Портрет из цветов в парке культуры и отдыха им. Ст. Халтурина.

      Портрет Ленина здесь меньших размеров, более простой в исполнении. За основу взята все та же фотография Петра Оцупа, только зеркально отраженная.



г. Москва.  7 сентября 1947г.  День 800 летия Москвы. Портрет из цветов. Автор Анатолий Беляев.


г. Ковров. Портрет из цветов. Бульвар на улице Абельмана.. Автор цветочного портрета неизвестен.

Кроме фотографии П. Оцупа, цветовод из Коврова использовал и другие изображения Ленина.



Ильич - стиляга.  фото отсюда

г. Ковров. Портрет из цветов на городском бульваре. Автор цветочного портрета неизвестен.
За основу взята известная фотография другого мастера, Моисея Наппельбаума, Петроград, январь 1918 г.

   Здесь, на этом фото, меня удивил  яркий галстук Владимира Ильича в светлый горошек. На оригинальной фотографии фасон галстука не видно.  Цветовод решил использовать галстук из другоо изображения. Ленин ярких галстуков не носил, чаще всего у него можно увидеть на фотографиях спокойные тона, однотонные, в полоску галстуки. Лацканы пиджака тоже имеют более светлый оттенок, а сам пиджак больше напоминает модную курточку.  Все изображения Ленина в СССР предназначенные для публикации, проходили тщательную цензуру и худсовет.
Видимо из приемной комиссии никто не обратил внимания, или художник позднее внес изменения в портрет.
Даже улыбка цветочного Ильича кажется более широкой.

     В заключение цветочный портрет с более близкого расстояния. На земле, у основания портрета, видны нехитрые инструменты девушки работницы.


Г. Свердловск. Конец 1940-х гг  В парке им. Маяковского.. Портрет И.В. Сталина из цветов.

Из книги Екатеринбург Листая страницы столетий (1723–2008)
Tags: #ВСХВ, 1920е., ВСХВ, Вятка, Киров, Ленин, Москва, Цветочный портрет
Subscribe

Posts from This Journal “Цветочный портрет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment