Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Category:

Родина Анатолия Скурихина. Фотожурналиста из Вятки.

    15 марта исполнилось 117 лет со дня рождения вятского фотомастера Анатолия Скурихина (15 марта 1900г. – 23 апреля 1990г.).

     Анатолий Васильевич ровесник ХХ века. Родился в г. Котельнич Вятской губернии в семье учителя, с детства любил рисовать, мечтал о серьезной учебе живописи. В 1918 году окончил Вятскую гимназию, затем служба в армии. В составе 7й стрелковой бригады прошел пулеметчиком с боями от Вятки до Забайкалья. После демобилизации в 1921 году поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), по классу живопись. Знакомство и дружба с Александром Родченко.  Родченко с 1920 г. был деканом и профессором ВХУТЕМАС, преподавал на металлообрабатывающем факультете.

   В морозном январе 1924 года принимал участие в строительстве мавзолея В.И. Ленина. Будучи студентом брался за любую подработку. Пилил дрова у МОГЭСа, сбрасывал снег с крыши, расписывал стены НЭПовсих пивных, протирал стекла у Наркомфина на Ильинке. На вырученные деньги покупал кисти и краски.


Студенты ВХУТЕМАС 1923 г. отсюда

     В 1927 году вернулся в Вятку с дипломом художника, устроился декоратором в Вятский драматический театр. Оформлял спектакли, в свободное время от работы время писал с натуры пейзажи.

      Волей случая в его руки попадает английский фотоаппарат размером кадра 13х18 см. и единственной кассетой. Ему кратко объяснили как наводить на фокус, как заряжать кассету и где находиться спуск. Не имея опыта работы с фототехникой он стал выходить на природу с этюдником, захватив с собой еще и фотоаппарат. Первые опыты фотосъемки оказываются удачными, фотографии "Водокачка зимой", "С берегов Вятки", и другие друзья советуют отослать  в газету "Правда" и новый журнал "Советское фото"  на очередной фотоконкурс который был объявлен в январе 1928 года.

    Тематика конкурса № 5 была соответствующей - "Зима". Конкурс был в двух разделах. Первый для опытных мастеров и второй для начинающих любителей. Посылая свои первые фотографии в редакцию, имея художественное образование Скурихин не ощущал себя в роли начинающего. В марте жюри подвело итоги, отметило первый успех. Среди профессионалов предоставивших свои фотографии, он оказался единственным любителем которого похвалила редакция, характеризуя его работы обладающими богатством свежестью мысли а точка зрения напоминала приемы японской композиции. Из 173 конкурсных работ в первой категории итоги были такими:

1 премия А. Гринберг (г. Москва)
2 премия А. Скурихин (г. Котельнич Вятской губ.)
3 премия И. Ярославцев (г. Москва)
3 премия Ф. Антипов (г. Ленинград)
3 премия И. Плеханов (г. Городец Нижегородской губ.)


А. Скурихин (г. Котельнич) 1928 г. "На берегу реки Вятки".



А. Скурихин (г. Котельнич) 1928 г. "Зима".

    В октябре редакция подвела итоги еще одного фотоконкурса на тему "Труд". И здесь Скурихин занял призовое место среди опытных мастеров со своим фотоснимком "На барже".


А. Скурихин (г. Котельнич) 1928 г. "На барже"

     Вскоре из Москвы приходит телеграмма с текстом "Приезжайте работать в "Правду". Секретарь газеты М. Ульянова". Скурихин с этого момента оставляет живопись, едет в Москву. Работает в "Правде", затем в "Комсомольской правде", "Известиях".

     Первые командировки на стройки Урало-Кузецкого комбината и Магнитки принесли успех. Фотография "Солнечный цех"  1931 г. Была отмечена на выставке в Москве 1935 г. В 1936 году получает премии во Франции, Бельгии, Голландии, США (Питтсбург). В 1940 отмечена Почетным дипломом королевского фотосалона Англии.


А. Скурихин "Солнечный цех" 1931г.


А. Скурихин  «Строители Кузнецка: машинист подъемного крана Маруся Рогова и подручный сталевара Федор Попов»  1930 г.

    Спустя 40 лет Скурихин сфотографирует повторно Федора Попова, когда он станет орденоносцем и знатным металлургом Сибири.

    Сохранилось воспоминание Скурихина как он с риском для жизни  отснял серию фотографий строительства Кузнецкого металлургического комбината.

— Когда был в очередной раз на Кузнецк-строе,   получил  телеграмму от М. И. Ульяновой с просьбой прислать панораму стройки для газеты «Правда». Мороз стоял -40°C. В кожаной куртке, кожаной кепке, в ботинках с калошами, с фотокамерой 9X12 и штативом полез по внешним скобам на 80-метровую трубу. Уже устав, на последних скобах подъема, собрав в комок свою волю, ухватившись за край обледенелой трубы, я рывком поднялся наверх. С большим трудом, полузамерзший, установил штатив и снял двенадцать пластинок. Когда слезал обратно, калоши пришлось сбросить, они скользили по скобам. Помню, опустившись до высоты 47 метров — рядом строилась домна,— услышал, как рабочие-строители дружно прокричали: «Ура! Молодец,  парень!»  Внизу ждали коллеги-журналисты   и   среди них мой товарищ тех лет Евгений Кригер. Они уже не чаяли, что вернусь живым. Но снимок был сделан и напечатан сначала в «Правде», а потом в «Советском фото». Панорама гигантского строительства была очень нужна тогда газете, она рассказывала миллионам людей о размахе социалистической индустрии, о беспримерном трудовом подвиге народа. Вот почему снимок стоил таких усилий и такого риска.


Фото А. Скурихина. Кузнецкстрой. Снято в марте в 3 ч. дня. 1931г.
Технические условия: объектив "Stellor" 4.5  f-8,  выдержка 1/15, фотопластинки "Ortho-chrom" ФОХТ 210 по Х. и Д.


Редакция журнала " Советское фото"  так прокоментировала этот снимок:

    Взобравшись на леса смежных сооружений (они видны на следующем снимке), фоторепортер по новому, смело, свежо сфотографировал оконченную постройкой заводскую трубу. Вы ясно ощущаете, глядя на этот снимок, как из хаоса досок, кирпичей и др. строительных материалов, разбросанных у подножья трубы, возникла и крепко стоит стройная и строгая колонна.



Фото А. Скурихина. Кузнецкстрой. "За 150 дней до пуска" март 1931г.
технические условия: объектив "Stellor" 4.5  f-8,  выдержка 1/15, фотопластинки "Ortho-chrom" ФОХТ 210 по Х. и Д.




Фото А. Скурихина Бригадир котельщиков Иван Гладышев (Кузнецкстрой)
технические условия: объектив "Stellor" 4.5  f-6.3,  выдержка 1/40, фотопластинки "Ortho-chrom" ФОХТ 210 по Х. и Д.


   Иван Гладышев, бригадир котельщиков, снятый в живом движении вперед пришел на Кузнецкую стройку из деревни. Здесь он вырос в лучшего из лучших ударников, вступил в партию, представлен к ордену трудового знамени и званию героя труда.

   Снимки, сделанные Скурихиным в Урало"Кузбассе, не должны лечь «мертвым капиталом» в фотоархиве, командировавшей его редакции (очень часто у нас так случается) весьма полезно будет устроить хотя-бы маленькую выставку его работ, продвинуть их за границу (для этой цели из них можно составить небольшой альбом).



    Евгений Кригер позднее вспоминал: "Мы все стояли на площадке вагона и смотрели вверх,на нашего смелого друга, следили за его спуском. Мы приняли его в свои объятия, озябшего, улыбающегося. Напоили чаем, уложили в постель, накрыв тремя одеялами..." *

"Конечно в моих действиях был риск, - объясняет Скурихин, - но ведь не мог я в первой-же командировке не оправдать доверия газеты?!"

___________________________________________
* В составе редакционной группы прибывшей на стройку были: Демьян Бедный, Иван Беспалов, Семен Нариньянц, Иван Туров, Евгений Кригер.

Евгений Кригер. фото 1941 г.

     25 июня 1933 года совместно с Родченко на пароходе "Чекист" совершил первый рейс по по всей трассе только что построенного Беломоро-Балтийского канала. Родченко представлял журнал "СССР на стройке", Скурихин снимал для "Известий". После поездки, в московском Доме печати, прошла их совместная выставка.


По воспоминанием Анатолия Васильевича каждый снимал в своей манере. Хоть он и не был участником группы "Октябрь" созданной Родченко, тот почему-то считал его "своим".  Ему нравился скурихинский снимок доменной трубы снятой сверху вниз.


Александр Родченко на Беломорканале. 1933 г. Фото А. Скурихина.


Анатолий Скурихин и Александр Родченко. 1933 г. фото Дмитрия Дебабова



Анатолий Скурихин "Родина" 1937 г.

Незадолго перед войной Скурихин подарил эту фотографию Константину Симонову.
Возможно она послужила созданию стихотворения с аналогичным названием.


Родина (1941)
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.



В 1942 году Совинформбюро выпустило фотографию "Родина" в виде открытки.
На обороте можно было прочесть:

                         Ты помнишь не страну большую,
                         Какую ты изъездил и узнал,
                        Ты вспомнишь Родину  такую,
                        Какой ее ты в детстве увидал...




Еще один рассказ о Скурихине здесь
Tags: 1930е, Рассказы о фотографах., Родина, Скурихин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments