Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Categories:

Из коляски-то начальника грязь меньше видна. 1923 г.

 
Спичечная фабрика "Красная звезда" (бывшая Сапожникова) Открытка конца 20х годов фто из альбома tornado_84


          Рабочим  спичфабрики* по дороге на работу приходится ежедневно переживать такие  этапы. Переехав  через реку, они тотчас попадают в  толстый слой песка, где  с трудом можно передвигать ноги.
        Следующий   этап непролазная грязь, которая  чуть не на версту окружает  фабрику. Тут  вот уж начинаются  мытарства. Обувь у рабочих частенько бывает худая, и с первого же шага наполняется грязью. Да и крепкая  обувь не спасает рабочего, В некоторых местах слой грязи настолько толст, что она заливается даже  через верх сапог или  ботинок. Попадает, наконец, рабочий   на фабричный двор, но и тут не лучше. Двор  представляет  на себя такое же болото, а между  конторой  и фабрикой  уж целое озеро грязи.
        Эти  ежедневные путешествия сильно отражаются  на здоровье   рабочих.
 Сами рабочие говорят:
   — У одного по приходе  на фабрику голова  заболит, у другого горло «перехватит», а  ревматизм скоро чуть ли не у половины  рабочих ноги будет.
      Спичтрест и администрация, несмотря на просьбы рабочих устроить тротуары, как говорится, и в ус не дуют, сама они обыкновенно ездят на лошадях, а из  коляски-то грязь меньше видна.
       Спичтресту  необходимо  исполнить просьбу рабочих  об устройстве  тротуаров иначе они могут все  без ног остаться.
"Вятская правда" 1923 г.

Как преодолевали тот же участок  жители слободы Дымково  до революции, поможет разобраться письмо в газету "Вятский вестник"  1906 г.

Благодарность    „Дымковчанъ" К. И. Лаптеву.
Мы  получили следующее письмо от  жителей слободы Дымковской, которое приводим дословно:
     „Мы, жители  слободы Дымковской  приносим искреннюю благодарность Кузьме  Игнатьевичу  Лаптеву  за  устройство тротуар от реки Вятки до  нашего  моста.
     Видно, что  он  понял  какую тяготу испытывали  мы   ранее, когда приходилось идти, иногда с большой ношей, по сыпучему песку. Долго не задумываясь, он  пришел к нам  на  помощь, устроив тротуары.
     Городское  управление, несмотря  на  то, что имеет уже свой  перевоз через р. Вятку, который должен  приносить городу  доход, не считало  своей  обязанностью устраивать тротуары  чрез  пески для облегчения пешеходам доступа  к перевозу, хотя об этом и  писалось в  газетах несколько раз.
    Было жаль  смотреть, как  в жаркий летний  «солнечный  день измученный путник, под знойными  лучами  солнца, брёл  со своей ношей по сыпучему, горячему песку, утопая в  нем  чуть не по-колено».
    Нам  кажется, что Дымковцы**, с благодарностью, получив  дар г. Лаптева, должны озаботиться, чтобы этот дар сохранялся и  тротуары   не  были расхищены, или не были снесены водой при осеннем её подъеме, а  могли послужить и в будущем году.

К. И. Лаптев. Начало XX в.  Фотография из фонда ГАКО
____________________________________________________________________
* Спичечная фабрика с января 1923 года, стала носить имя Аркадия Владимировича Макарова, председателя правления Вятского спичтреста, погибшего при взрыве в январе 1923г.  Макаров начинал работать на  первой фабрике Сапожникова с 1914 года в должности писаря, позднее агентом по снабжению.

Спичечная этикетка периода 1924-1930 гг.

** так в тексте.
Tags: 1905-1906г, 1920е., Вятка, Грязь, Лаптев, Спичфабрика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments