Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Category:

«Письмо фотографу профессионалу»

Прочитал недавно статью в журнале Советское фото за 1926 год. В которой автор призывает повышать культурный уровень масс, путем нового подхода к отражению советской действительности.

Л. Леонидов журнал «Советское Фото» 09 1926 год. (фрагмент)

«Письмо фотографу профессионалу»

…Сейчас очень хочется поговорить с товарищем по профессии – фотографом профессионалом. Кто он, что делает и как работает? Зачатую он называет себя громко. В каком городке, в каком захолустье вы не найдете «Художественную фотографию «Рембрандт»? Это обязательно. Дальше пойдут: «Марс», «Юпитер», «Рекорд», «Тальбот», «Дагерр» а на юге почему-то «Верещагин», «Ренессанс», «Джиоконда», «Рококо», Люмьер», «Декаданс» и «Русская светопись Абрама Вайнштейна».
     Чаще всего под подобными громкими названиями скрывается скромный труженик, хороший, безобидный малый, по нашим временам - «кустарь одиночка» (великими именами и тенями искушающий фининспектора): он и «Рембрант», и… наклейщик, и копировщик, и ретушер – все что хотите!
       А как он снимает, как позирует, ретуширует? Продвинулся ли вперед? Ни на шаг! Ни с места! Как было 20 -30 лет назад, так и осталось поныне. Я говорю главным образом о фотографах провинциальных, однако, ни на минуту не закрываю глаза на то, что и столичные фотографы в своей массе не так уж далеко ушли. Посмотрите на витрину фотографа в провинции: там еще неизменно садовая мебель на салонном фоне, ширмы, березовые барьеры, колонки, скалы, театральные ложи, лодки и автомобили (папье-маше), и вся эта нелепость – на самых причудливых в несоответствии своем фонах, с городскими видами и луной из Гамбурга.
       А копфгальтеры, (головодержатели), а застывшие каменные лица и позы, с висящими плетью руками, а зализанные до безобразия негативы и позитивная ретушь?
      Если данный фотограф обслуживает губисполком, то у него на витрине - группы без конца, ничего не говорящие уму группы. Безвкусные аляповатые виньетки. Вторая витрина – оголенные до груди женщины. Совсем не морализируя, хочется пожелать товарищам фотографам отрешиться от так называемого «декольте». Ведь надо прямо сказать, что менее всего в таких случаях « творчества художника», а скорее побуждения иного свойства.
      Есть еще ходовое затасканное: «Улыбнитесь!». Вместо улыбки, получается нередко искажение, гримаса; для данного лица улыбка совсем не характерна, - ни черта! Улыбнись, коль фотограф хочет. С этим пережитком тоже давно пора покончить.



Статья СФ конечно явно заказная, но меня заинтересовало в статье название фотографических ателье периода НЭПа. Смею заметить, что на Вятке фотографий с подобными названиями не было. Ниже привожу список названий фотографических заведений в Вятке с 1864 - 1917гг.

1. Фотография + фамилия владельца (самый распространенный вариант) После 1900 года появляются:
2. Центральное фотографическое ателье
3. Центральная фотография
4. Общедоступная фотография
5. Варшавская фотография
После революции стали называть по принадлежности, к какой либо советской организации
6. Фотография Горкомхоза и др.

Всего в городе Вятка 1864 по 1917, было зарегистрировано около 40 мастеров, но работало одновременно в среднем, не более  четырех человек.

копфгальтеры различных конструкций



Карикатура из журнала конца XIX века


Фотография из журнала Советское фото


      Паспарту фотографов г. Вятка
Бишевский обор
Владислав Бишевский

ПП Репин
  Петр Павлович Репин

Лобовиков
   Материал из Википедии
   Сергей Лобовиков

  Шиляев
    Михаил Шиляев

ВМ Репин
   Василий Репин
Tags: История фотографии, Копфгальтер, Пушкари, Советское фото, Фотографы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments