Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Татарский концерт в крымском санатории

прокошев-концерт

Николай Иванович Прокошев (1904-1938)  (Татарский концерт в Крыму)
"Татарский концерт в крымском санатории." 1935.
Холст, масло.
из собрания Кировского областного художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых

поступила в 1974 г. от  Л.Н.Агалаковой




Николай Иванович Прокошев родился в 1904 году, сын крестьянина деревни Сколотни Слободского уезда Вятской губернии.



        Образование: школа 2-ой ступени, Вятский Художественно-Промышленный техникум, 2-ой и 3-й курсы живописного отделения.
        Преподаватель – художник Демидов Михаил  Афанасьевич.
Московский художественный институт с 1926 г по 1930-й.  Живописный факультет, Монументальное  отделение.
         Преподаватели  живописи: Истомин Константин Николаевич (1- 2 курсы), Кузнецов Павел Вафоломеевич (3 – 4).
Рисунок: Родионов М.С., Бруни Л. А., (1 – 2) курсы.
Фаворский Владимир Андреевич (3 – 4) курсы.



      С 1927 года Николай Иванович болел туберкулёзом лёгких (открытый процесс). Несмотря на тяжёлую болезнь, трудные  материальные условия, бытовые сложности, он непрерывно занимался живописью: писал маслом портреты, пейзажи, натюрморты и готовился писать композицию.
Монументальной живописью из-за болезни не мог заниматься.

       В творчестве Николая Прокошева прослеживается увлечение французской живописью в смелости композиции, экспрессивности цвета. Вместе с тем, чрезвычайно характерным для его творчества является некая русская провинциальная искренность, непосредственность чувств, открытость взгляда, чуткость восприятия жизни.
Прокошев писал пейзажи Вятки, подмосковной станции Влахернская, где собирались на квартире у Прокошевых их студенческие друзья, деревни Вишняково, куда он позднее переехал вместе со своей женой-художницей Агалаковой. У Николая Прокошева есть выразительные портреты близких людей, нежные натюрморты и удивительно задушевные интерьерные работы, сделанные в родном доме и характеризующиеся любованием и привязанностью к окружающему миру, семье, обычному повседневному бытию.
Николай Прокошев фактически относился к так называемым «незамеченным художникам» — уже в 1930-е гг. существовало такое понятие, относившееся к художникам на периферии художественной жизни, не замеченных критикой. Николай Прокошев не состоял в МОССХ (официальной причиной считалось то, что набор художников был временно приостановлен). Работы его не принимали на молодежные выставки Всекохудожника, скорее всего, из-за отсутствия большой темы. К счастью, Прокошев был членом Горкома художников, профсоюзной организации, которая устроила несколько выставок с участием его работ. В 1936 г. прошла персональная выставка художника, организованная Горкомом. В семье сохранился протокол обсуждения этой выставки с рецензиями Фаворского, Татлина, Митурича, Эльконина, Хвойника и других. Судя по этому архивному документу, творчество Николая Прокошева характеризовалось современниками как «бесспорно талантливое», отмечались его наблюдательность, лиричность и «культурное и чуткое» отношение к цвету.

После института проживал по адресам:
1930 – 34г.  ст. Влахорская  (Турист) по Савёловской ж.д.,
1934 – 35г.  ст. Лионозово.
1935 – 38г  ст. 33 км. Горьковской ж.д. Ногинский р-н Московской  области. Индекс: 142490, дер. Вишняково, д. 162.
Николай Иванович Прокошев умер 4 апреля 1938 года в деревне Вишняково.
Эти сведения представила вдова художника Лидия Николаевна Агалакова в 1979 г.
Гощанская Ольга Александровна

Tags: Вятка, Крым, Прокошев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments