Андрей Курятков (a_kuryatkov) wrote,
Андрей Курятков
a_kuryatkov

Category:

Альбом "Привет из Вятского края" г. Вятка 2014 г. ч. 1 Котельнич.

Привет из Вятского края 1
По страницам одного альбома
        Книга В. Мочалова «Привет из Вятского края» составлена на основе авторской коллекции открытых писем и почтовых карточек с видами уездных городов Вятской губернии начала ХХ столетия. На страницах издания представлены почти все серийные выпуски почтовых открыток с видами данных городов, за исключением Елабуги, Сарапула, Глазова и Ижевского завода, входящих ныне в состав Республик Татарстана и Удмуртии. Помимо сведений об авторах и издателях открыток приводятся исторические очерки об упомянутых населённых пунктах, а их иллюстрации даются в натуральную величину. Издание посвящено филокартистам и любителям истории родного края.

Формат А4, бумага мелованная, твердый переплет, 180 стр. цветная офсетная печать.
тираж 500 шт. г. Киров 2014 г.


Публикуется с любезного согласия автора альбома.


Обложка Приветъ изъ Вятского края

К ЧИТАТЕЛЮ

        Старинный альбом с открытыми письмами и почтовыми карточками с видами уездных городов Вятской губернии вековой давности, на основе которого написано сие произведение, собирался последние 14 лет. И чем далее по времени, тем всё реже и реже удаётся приобрести что-нибудь новенькое, прежде не встречавшееся или ушедшее в подобные альбомы других коллекционеров. В общем-то вполне обычная филокартическая история…
        И вот однажды, как это часто происходит, явилось вполне объяснимое желание создать на основе собранного богатого открыточного материала некое литературное произведение, ибо за 20 лет историко-архивных изысканий набралось много чего познавательного, а в чём-то может быть даже и эксклюзивного. По основательной обработке тщательно отобранного на данный момент материала в воображении стал вырисовываться, можно сказать, иллюстрированный путеводитель по городам Вятской губернии столетней давности. Как-то сами по себе получились своеобразные краткие очерки по истории Котельнича, Слободского, Орлова, Нолинска, Уржума, Яранска, слободы Кукарки и некоторых иных населённых пунктов губернии. Дополняются они почти двумя сотнями иллюстраций, среди коих встречаются и красочные экземпляры с нарядными надписями. За рамками повествования оказались такие города Вятской губернии как Глазов, Елабуга, Сарапул, а также Ижевский завод, относящиеся ныне к другим российским республикам.
  
КОТЕЛЬНИЧ



      Открытые письма, а с 1911 года почтовые карточки с видами уездного города Вятской губернии Котельнича появились в обращении в самом начале ХХ-го столетия. Всего в период с 1904 по 1918 годы насчитывается семь основных изданий, что для провинциального уездного городка, прямо скажем, показатель весьма завидный. Первый выпуск открытых писем с видами Котельнича приходится на 1904 год. Отпечатаны они были, вполне вероятно, в одной из местных типографий на желтоватой второсортной бумаге, без излишнего лоска, характерного для заграничных изданий. На стороне, предназначенной для корреспонденции, отсутствует разделительная вертикальная черта, введённая почтовым ведомством в 1904 году, а также содержится характерная для того периода аннотация «На этой стороне пишется только адрес». Что до видовых сторон, то если судить по уже выстроенному зданию женской прогимназии с маковкой освящённой в марте 1904 года домовой церкви, то снимки соотносятся всё к тому же году. Ввиду отсутствия каких-либо подписей часть карточек имеет кустарный штамп «г. Котельничъ».
    Вслед за вышеописанным изданием выходит небольшая серия открытых писем, изданная местным фотохудожником В. А. Халтуриным. Часть снимков так и подписана: « В. Халтурин. 1906». На отпечатанных в Москве открытках представлен как сам Котельнич, так и его окрестности.
   А в следующем 1907 году город оказался увековеченным на выпущенных уже за границей открытых письмах. Известны лишь четыре сюжета, причем выходили они как в чёрно-белом, так и с раскраской в цвете исполнении. Виды следующие: общая панорама города, Московская улица, Загородный сад и новый железнодорожный мост через Вятку. Издатель не указан. Вполне возможно, что изданы эти открытки учреждённым в том же 1907 году московским Товариществом «Контрагент печати», у истоков которого встал сам Иван Сытин, а его компаньонами состояли известные наши издатели и общественные деятели: А. С. Суворин,  Д. П. Ефимов, Игнатов и Клюкин. Полное название их фирмы: «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог «Контрагентство печати». Вообще, Товарищество образовалось в 1903 году под несколько иной вывеской, а прежде продажей произведений печати на вокзалах российских городов занимался редактор «Московских Ведомостей» В. А. Грингмут.
     В 1909 году на вокзале Котельнича можно было приобрести великое множество разнообразных открыток, о чём объявляла газета «Вятская Речь»:
«Довожу до сведения почтеннейшей публики, что на станции Котельнич Северной железной дороги в киоске книжного шкафа получены книги: официальные указатели, путеводители на летнее расписание поездов и пароходов, большой выбор самых разнообразных художественных и поздравительных открыток, а также есть открытки Айвазовского и Шишкина и виды г.г. Котельнича, Галича, Вологды и Сибирских городов. Газеты и журналы получаются ежедневно с поездом № 4. Газеты, журналы и открытки можно получать в киоске на ст. Котельнич и у разносчика газет. В киоске продаются почтовые марки и открытки. С почтением завед. шкафом В. Грамматикова».
   Вскоре в продажу поступает новая серия открытых писем, посвященная Котельничу и изданная Товариществом «Контрагент печати» в Москве, о чём оповещала пассажиров та же «Вятская Речь» в номере от 1 сентября 1909 года:
«Довожу до сведения почтеннейшей публики, что в киоске книжного шкафа “Товарищество Контрагент печати” на станции Котельнич Северной ж/д имеется большой выбор только что высланных книг: Сборник Земля, Шиповник, Киплинга, Куприна, Золя, Грина, Дюма, Мамин-Сибиряк, Мопассан, Н. Данченко, Твена и др..., франц., немец., англ. сказки для детей и много других журналов и всевозможных газет, нот, художественных открыток, а также есть открытки Айвазовского, Шишкина, Третьяковская галерея, виды новых снимков Котельнича и Сибирских городов. Газеты и журналы получаются ежедневно с поездом № 4. Газеты, журналы и открытки можно получать в киоске и у разносчиков газет; в киоске продаются почтовые марки, открытки, почтовая бумага и канцелярские принадлежности. Агент книжного шкафа “Контрагент печати” В. Грамматикова».
   Виды новых снимков Котельнича – это не что иное как замечательная по исполнению серия из десяти открытых писем с желтоватым фоном, с номерами с 1 по 10-й. В выпуск вошли несколько общих городских пейзажей, три вида трактовой Московской улицы, женская гимназия, два снимка моста через Вятку и железнодорожный вокзал. Все эти прекрасные снимки сделал московский фотограф Товарищества, а отпечатаны карточки за пределами России. Цена каждой открытки 5 копеек. Помимо того, в обращение поступили три оригинальные 7-копеечные открытки под названием «Привет из Котельнича». Спустя примерно год один из участников Товарищества Х. Т. Цветков издаёт из этой серии два красочных вида, дублирующих открытки под № 2 и 8.
   В 1910 году московское Товарищество «Контрагент печати» выпускает в свет набор из семи новых открытых писем с видами Котельнича. Печатались они теперь уже в московской фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» и по качеству заметно уступали предыдущим изданиям Товарищества.
   Газета «Северное Слово» за 10 октября 1912 года доводила до сведения своих читателей: «На станции “Котельнич” Сев. ж/д в книжном шкафе Контрагентства А. С. Суворина и Ко журналы, газеты, тут же продаются по 35 коп. серии (7 штук) виды г. Котельнича, а также поштучно другие виды г. Котельнича и другие виды».
   Как видно, арендатором станционных книжных киосков состоит уже Контрагентство А. С. Суворина и Ко. Полное название нового издательства «Торговый Дом в образе Товарищества на вере под фирмой “Контрагентство А. С. Суворина и Ко”». В 1913 году переиздаётся серия из 7 почтовых карточек, выпущенных прежним арендатором железнодорожных книжных шкафов – московским «Контрагентом печати». В следующем 1914 году серия дополняется 8 новыми собственными сюжетами, после чего все открытки получают номера с 1 по 15. Переиздание полной серии продолжается вплоть до 1918 года, почему открытки издания Контрагентства Суворина с видами Котельнича встречаются гораздо чаще всех прежних выпусков.

                                                                                 ✽     ✽     ✽     ✽     ✽

  По сведениям «Всеобщего Русского Календаря на 1909 год» уездный город Вятской губернии Котельнич расположен в 1075 верстах от Санкт-Петербурга, в 969 – от Москвы и в 82 – от губернского города Вятки. По 1-й Всеобщей переписи населения Российской Империи, проведённой 28 января 1897 года, население города составляло    4 236 человек, к 1917 году оно достигло цифры 6 223. Название город приобрёл за расположение в довольно глубокой котловине, и как отмечали современники, со стороны реки Вятки Котельнич по этому признаку имеет неприглядный вид, а вот изнутри смотрится совсем даже прилично. Глубокий овраг, по дну которого журчала речка Балакиревица,  делил и делит город на две условные части: западную и восточную. Начиная от обрывистого берега Вятки с востока на запад тянулись пять дольных улиц: 1)Вятская Набережная, 2)Московская или 1-я, 3)Воробьёвская или 2-я, 4)Богомоловская или 3-я, 5)Сиротская (Солдатская) или 4-я, а с севера на юг, отступая от полотна железной дороги, проходили восемь поперечных улиц: Вокзальная, Котельническая, Троицкая, Балакиревская, Шильниковская, Предтеченская, Князевская и Игошинская. Город имел несколько площадей: Нижнюю – близ линии железной дороги, Троицкую – у гостиного двора и собора и Верхнюю – на горе у земской больницы.
  Несколько фотоснимков для открыток сделаны с пожарной каланчи на Воробьёвской улице, которая стала для города поистине стратегическим объектом. Ведь Котельнич пережил слишком много пожаров: в 1686, 1721, 1805, 1892, 1902, 1909, 1926 и даже 1992 году. Сохранились письменные свидетельства о некоторых пожарищах. Так в 1892 году выгорел весь каменный гостиный двор со 130 лавками. Зарево пожара виднелось аж за 70 верст, причём масштаб бедствия оказался таков, что пришлось вызывать на подмогу из Орлова два пожарных экипажа. 25 августа 1902 года выгорел целый квартал. Начался очередной котельничский пожар с дома крестьянина Н. Н. Манина, в нижнем этаже которого помещалась пекарня и кондитерская купца В. И. Лебедева, а вверху – контора нотариуса М. П. Лебедева. Как следствие, оказались поврежденными восемь деревянных лавок купца В. И. Куршакова, нанесён был урон и двухэтажному дому Наследников Коммерции советника И. В. Александрова (в т. ч. пострадали 37 бочек пива,  а общий ущерб составил около 20 тысяч рублей). Общий же убыток от пожара определён в 84 540 рублей. В описании бедствия 1909 года сообщалось следующее: «3 июня в 3 часа 40 минут губернатором от котельнического исправника была получена следующая телеграмма: “Город сильно горит, полицейское управление горит и при ветре угрожает опасностью Предтеченской церкви и остальным церквям и частям города. Прошу распоряжения Вашего превосходительства о присылке пожарного обоза, местного не хватает”. В 6 часов утра были готовы к отъезду в Котельнич вятская 3-я пожарная часть, вольная пожарная дружина и рота солдат. К этому же времени от котельнического исправника получена вторая телеграмма: “Пожар прекращается, помощи не надо. Сгорело 11 домов, полицейское управление, моя квартира, Комиссаровская школа, казарма городовых с арестантской. Тюрьма спасена. Делопроизводство полиции частью вынесено, архив и вещественные доказательства сгорели. Пожар начался через два дома от полиции, в столярной мастерской”».
  В тот же день на пепелище в сопровождении городского головы И. И. Шевелева побывал губернатор П. К. Камышанский. Выяснилось, что пожар начался в столярной мастерской Н. К. Сухих на Московской улице, и что дом врача Серебрякова опасность миновала, а вот дом Бородиных отстоять не удалось, в типографии Шильникова сгорела хорошая машина стоимостью до 2 тысяч рублей, у купца Ситникова уничтожено товара на 5 тысяч рублей и т. д. Как всегда, помогал тушить пламя своей миниатюрной поливальной машинкой купец Косолапов в сопровождении кучера. «Протоиерей Вознесенский служил молебен. Кроме того некоторые благочестивые старушки стояли с иконами на разных улицах, а одна, вместе с иконой, держала 3-годовалые красные пасхальные яйца…». Через неделю стали подводить кое-какие итоги. «Общая сумма убытков от пожара в Котельниче должна быть свыше 150 000 рублей. Быстрота, с какой огонь распространялся благодаря сильному ветру, была страшная, почему имущество из домов вынести не успели, и оно почти всё погибло. Всего сгорело 6 одвориц, на которых стояло 12 жилых построек и около 35 надворных... В Комиссаровской школе, библиотеке и читальне комитета общественной трезвости и в ночлежном доме благотворительного общества сгорело всё имущество». Пожар 1909 года побудил городское общественное управление устроить близ устья речки Балакиревицы пруд – некое подобие пожарного водоёма, что придало Котельничу сходство с Казанским «Тинным Булаком».

котельнич-3

      Котельнич с давних времён славился своей Алексеевской ярмаркой, учреждённой ещё в царствование Алексея Михайловича (царствовал с 1645 по 1676 годы). Обороты ярмарки достигали в лучшие годы до двух и более миллионов рублей. На торжище съезжались купцы, прочие коммерсанты да и просто сельские обыватели не только из Вятки и края, но и из Московской, Нижегородской, Владимирской, Тульской, Ярославской, Костромской и некоторых других губерний.

С проведением железной дороги, соединившей через Котельнич Вятку с Санкт-Петербургом, обороты Алексеевской ярмарки стали постепенно сокращаться, как многие того и опасались. Но, как говорится, нет худа без добра. Благодаря тому же железнодорожному сообщению, торговые обороты самого Котельнича увеличились до 5 миллионов рублей в год. Народное око тут же подметило: «До железной дороги яйца стоили гривенник, а баба – рубль, а после постройки – баба – гривенник, а яйца – рубль».

Проведением железнодорожного пути котельничане многим обязаны своему крупному коммерсанту Якову Александровичу Зубареву, занимавшему должность городского головы с 1903 по 1906 годы. Если б не его своевременные хлопоты, то отстоять бы «чугунке» в 15 верстах от города. А ведь всё могло оказаться совсем иначе. Первая партия инженеров для изыскания направления Петербург-Вятской железной дороги прибыла в Вятку ещё в июле 1898 года. В ноябре 1898 же года известный строитель железных путей Савва Мамонтов, стоявший во главе Общества Московско-Ярославской железной дороги, командировал в Вятку своих техников для исследования направления пути на Санкт-Петербург. Их выбор остановился на более горном направлении дороги, начиная от 1 020 версты за Галичем: через Котельнич к станции «Полой» Пермской ж/д, в 24 верстах южнее губернского города Вятки. Другая же партия инженеров во главе с генерал-лейтенантом Глуховским настаивала на своём варианте: через уездный город Орлов на город Вятку. Как нетрудно догадаться, жители Вятки ратовали за орловское направление.


Продолжение следует.

Tags: Вятка, Котельнич, Краеведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments